Жили-были дед да баба. И жили они долго и счастливо.
Я тут задумался о мифе Грехопадения. Да, компьютерные игры вечно заводят меня не туда.
Что я раньше думал: Змей соблазнил Адама и Еву нарушить божий закон и попробовать плод с Древа Познания Добра и Зла, те повелись, Бог их сурово, но справедливо прогнал из Эдема, и люди, познав стыд (еще добро и зло, но в основном стыд), пошли бродить грустные в изгнании.
Но сейчас я задумался. А так ли плох был проступок? В сущности, эта история может быть метафорой взросления. Дети растут, становятся самостоятельными, нарушают запреты, учатся принимать осознанные решения (каждый их поступок теперь может быть оценен с точки зрения морали) и, наконец, покидают родительский дом и начинают жить самостоятельно. Но тогда получается, что Змей "хороший"? А Бог как-то странно себя ведет (если придерживаться первоначального моего мнения, то там Бог вообще выступает за то, чтобы его дети всегда оставались имбицилами, резвящимися в ясельках), но для него это, в принципе, характерно.
Так что миф, который раньше не вызывал у меня никаких проблем, неожиданно стал таким неоднозначным и про хорошего Змея-учителя, а не искусителя. Интересно.
Что я раньше думал: Змей соблазнил Адама и Еву нарушить божий закон и попробовать плод с Древа Познания Добра и Зла, те повелись, Бог их сурово, но справедливо прогнал из Эдема, и люди, познав стыд (еще добро и зло, но в основном стыд), пошли бродить грустные в изгнании.
Но сейчас я задумался. А так ли плох был проступок? В сущности, эта история может быть метафорой взросления. Дети растут, становятся самостоятельными, нарушают запреты, учатся принимать осознанные решения (каждый их поступок теперь может быть оценен с точки зрения морали) и, наконец, покидают родительский дом и начинают жить самостоятельно. Но тогда получается, что Змей "хороший"? А Бог как-то странно себя ведет (если придерживаться первоначального моего мнения, то там Бог вообще выступает за то, чтобы его дети всегда оставались имбицилами, резвящимися в ясельках), но для него это, в принципе, характерно.
Так что миф, который раньше не вызывал у меня никаких проблем, неожиданно стал таким неоднозначным и про хорошего Змея-учителя, а не искусителя. Интересно.
Мне кажется, что всё дело отчасти в том, что большинство (да почти все) религий морально устарели. То что считалось предосудительно и неправильно двести-триста-тысячу лет назад сейчас может восприниматься в несколько ином ключе. Так что да, Змей, выглядит очень даже положительно. Но библия вообще очень гибкая книжка, каждый трактует содержимое по-своему, если конечно ему изначально не забили голову какой-то конкретной точкой зрения.
это только если выбрасывать из нее блоки, которые "не нравятся". если читать все подряд, то там столько взаимоисключающих параграфов, что и приходится что-то выбрасывать, дабы не получить когнитивный диссонанс X)
Вопрос не в тему - а вы ещё в жж есть с таким же ником?
Ronnie StripeSprite, да и не только из литературы - у нас полно всяких сект и альтернативных течений, которые, в общем-то, одну версию библии используют, но при этом отличаются кардинально
У меня когда-то аккаунт был, но я там уже несколько лет не появлялся, а когда был последний раз вроде даже подчистил все старые записи. Скорее всего этот ник был уже занят, там какая-то вариация была с цифрами на конце, если мне память не изменяет
Ronnie StripeSprite, быыыыыыло дело. Что ты имеешь в виду? )
Tattletale, ну еще бы. Только вот этот конкретно момент вообще жуткий, если воспринимать все буквально как написано. Люди априори гады, а знание - зло. Последний пункт меня больше всего пугает.
И уж раз на то пошло, на мой взгляд Иуда, продавший Христа, в этой истории виноват меньше, чем, допустим, Петр, отрекшийся от своего друга и учителя. Первый так страдал по этому поводу, что аж повесился, а второй просто в ножки пал, раскаявшись, когда уже все зашибись стало, и теперь с ключами у ворот рая стоит.
То есть по логике Ева должна сидеть и мучиться: - Есть или не есть, вот в чём вопрос.
И тут голодный Змей нарисовывается и выдает: - Есть, есть!
Да и либез тот никому не читал, наложил табу на яблоки - и всё.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
но Змей сеет в душах сомнения:
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание;
То есть Ева и Адам уже не верят в безусловную правоту Бога, а начинают сомневаться. Из-за чего и происходит казус.
Дальше вообще хуже:
и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Не очень-то красиво со стороны первых людей, да? Сначала заныкаться, затем перекладывать друг на друга ответственность за сделанное.
Ну, они хотя бы не соврали.
smartmagpie, тоже, кстати, забавка. Мне встречалось толкование, значащее, что люди после грехопадения обрели полную свободу воли и "закрыли" свои души от постоянного божественного присутствия. Сами, т.к. хотели спрятаться.
И Бог такой: что за нафиг? Почему я их больше насквозь не вижу? Аааа, вот оно чо".